Государственная Дума спешно, сразу во втором и третьем чтениях, приняла поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающие формирование «чёрного» списка сайтов.
Нас уверяют, что закон принят ради безопасности детей. Что-то определённо мешает полиции выполнять те избыточные законы, что уже есть. Нужен ещё один, немыслимый и беспощадный.
Инициатива направлена на «борьбу с противоправным контентом в Интернете» и защиту детей. В единый реестр должны вноситься веб-ресурсы с запрещённым контентом: пропагандой наркотических и психотропных веществ, детской порнографией, призывами к самоубийству и пр.
Включать в список сайты смогут «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством» или суд. Принятый закон предусматривает блокировку интернет-ресурсов хостинг-провайдерами и операторами связи по доменным именам и сетевым адресам. Причём во втором случае отключается уже не одна страница, а сайт целиком, что может привести к недоступности целых веб-платформ, социальных сетей и пр.
Против законопроекта выступили многие интернет-компании: по их мнению, фильтрация снизит скорость работы всего Интернета и приведёт к закрытию многих добропорядочных сайтов. Википедия провела суточную забастовку в знак протеста; негативное отношение к инициативе выразили «Яндекс» и другие компании. Более того, Президентский совет по правам человека усмотрел в поправках попытку ввести в Рунете цензуру.
Механизмы ограничения доступа к сайтам нуждаются в доработке, заявил вновь назначенный министр связи Николай Никифоров. Он пообещал организовать такую работу и к осени представить предложения. В силу поправки вступят 1 ноября 2012 года, тогда же начнёт формироваться реестр.
Главе думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елене Мизулиной всё это очень не понравилось: она заявила, что за акциями протеста и обвинениями в попытках ввести цензуру стоит «педофильское лобби», боящееся потерять прибыли. Г-жа Мизулина намерена обратиться в Министерство юстиции США с просьбой проверить, в связи с чем, кто и почему инициирует акции вроде забастовки Википедии.
Так или иначе, но многие участники рынка крайне негативно отреагировали на принятие поправок. Так, к примеру, Google полагает, что со вступлением закона в силу пострадают прежде всего российские интернет-пользователи: «Мы, безусловно, поддерживаем намерение законодателей защитить детей в Интернете. Однако считаем, что возможные негативные последствия от применения закона превысят ожидаемый положительный эффект, поставив под угрозу доступ пользователей к легальным ресурсам». Веб-корпорация убеждена, что существуют более эффективные способы борьбы с незаконными материалами, чем те, что предложены в законе.
Фильтрация негативно повлияет на скорость загрузки страниц и может нарушить связность Интернета. В конечном счёте, по мнению участников рынка, принятие законопроекта может привести к массовым искам, связанным с закрытием добросовестных ресурсов.