«Мы поражены результатом, — заявил вымышленный замдиректора управления конгрессу. — Люди добровольно выкладывают списки всех своих друзей в алфавитном порядке и поминутно рассказывают в своих статусах, чем они занимаются. Наши мечты сбылись!»
Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки. В «Фейсбуке» зарегистрировано около миллиарда человек, и многие из них ежедневно делятся неизвестно с кем своими мыслями и чувствами. То же самое с «Твиттером». Пользователи сервиса Foursquare обмениваются друг с другом информацией о своём местоположении. Добавьте к этому любителей комментировать новости на соответствующих сайтах.
В конце концов американские власти, похоже, решили этим воспользоваться.
Государство не будет первым на этом базаре. Маркетинговые фирмы уже осуществляют мониторинг социальных сетей для оценки реакции потребителей на выход нового продукта. На основе анализа онлайн-болтовни прогнозируются результаты выборов. Те же методы федералы собираются применить для изучения того, как за рубежом общество относится к США. Возможно, это позволит вставить ещё одну палку в колёса террористов.
Госдеп объявил о намерении приобрести ПО для анализа форумов и прочих сетевых разговоров, а также выявления лиц, оказывающих наибольшее влияние на мировые социальные сети. Чиновники собираются охватить беседы на семи иностранных языках, включая арабский и китайский.
Каждая программа, представленная на конкурс, пройдёт полугодовое испытание — будет изучать онлайн-реакцию на конкретные события (например, выступление посла США).
Американские военные, надо заметить, давно вынашивают подобные планы. В 2007 году компания Lockheed Martin выиграла контракт на $27 млн, который предусматривал создание системы WISDOM (Web Information Spread Data Operations Module). Она анализирует сообщения на новостных форумах, в блогах и социальных медиа. Военспецы уже используют её в Центральной и Южной Америке, а также в Тихоокеанском регионе. Недавно разработчикам выделили ещё $9 млн на модернизацию ПО.
ФБР тоже ведёт переговоры с поставщиками аналогичных систем, а Министерство национальной безопасности такой уже пользуется.
Можно ли говорить о том, что подобные проекты направлены на подавление инакомыслия?